В школе обучаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, с диагнозами тяжелые нарушения речи (ТНР), задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).
В дошкольном отделении обучаются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (сформирована одна группа компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста, в количестве 15 человек) , задержкой психического развития (ЗПР), дети-инвалиды. Для обучающихся с ОВЗ в учреждении созданы специальные условия, с учетом заключения ТПМПК (территориальной-психолого- медико-педагогической комиссии), ППк (психолого-педагогический консилиум).
Для детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ со средней степенью тяжести образовательный процесс организован на общих основаниях.
Для обучающихся с ОВЗ разрабатываются специальные адаптированные общеобразовательные программы.
Адаптированная общеобразовательная программа разрабатывается и реализуется учителем на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,с учётом особенностей развития ребенка, заключения ТПМПК (территориальной психолого-медико – педагогической комиссии), заключения школьного ППк (психолого-педагогического консилиума).
В образовательный процесс внедряются методы обучения, коррекционно-развивающие занятия с педагогом — психологом, учителем-логопедом.
Специальные условия охраны здоровья детей-инвалидов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья включают в себя:
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровленияобучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию льготного питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, занятия в специальной медицинской группе;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;
- прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций;
- сотрудничество с субъектами профилактики;
- проверку исправности и испытания спортивного оборудования и инвентаря;
- инструктажи по ТБ;
- установку средств охраны (АПС и пожарной сигнализации);
- организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС;
- проведение мероприятий: по антитеррористической безопасности; по соблюдению правил дорожного движения; по электробезопасности; по пожарной безопасности.
Возможности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Оборудованы учебные кабинеты для проведения практических занятий,
по адресу г. Сургут, ул. Лермонтова д. 8/2 оборудованы:
кабинет психологической помощи, кабинет учителя-дефектолога, два кабинета для занятий с учителем-логопедом, библиотека;
по адресу г. Сургут, б-р Писателей, д. 17 оборудованы кабинеты специалистов:
учителей-логопедов, педагога- психолога, которые оборудованы учебно-методическими пособиями, техническими средствами обучения для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
2. Образовательной организации не требуются специальные объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ;
3. В здании по адресу Лремонтова 8/2 имеется школьная библиотека.Специальных приспособлений для лиц с ОВЗ в библиотеке нет. В фонде школьной библиотеки 789 специальных учебников с укрупненным шрифтом, которые предоставляются детям с нарушением зрения (слабовидящие). Список учебников для детей с нарушением зрения
4. В образовательной организации имеются 3 спортивных зала, плавательный бассейн (г. Сургут, б-р Писателей д. 17). В спортивных залах установлены: шведская стенка, баскетбольные щиты, гимнастические скамейки, мягкие модули. Специальные объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ отсутствуют.
5. В школе есть 789 специальных учебников с укрупненным шрифтом, которые предоставляются детям с нарушением зрения (слабовидящие). Список учебников для детей с нарушением зрения. Другие специальные средства обучения и воспитания,приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ отсутствуют;
6. Для организации доступа в здание для инвалидов и маломобильных групп населения установлено специальное оборудование. По адресу:
- ул. Лермонтова 8/2 - трехсекционный телескопический пандус, имеется пандус перекатной через порог, в количестве 3 шт., на входе в здание наклеена противоскользящая контрастная полоса, имеется кнопка вызова персонала, звуковой приемник. В помещениях на лестницах и дверях нанесена специальная маркировка для слабовидящих (желтые полосы, желтые круги), установлены указательные таблички со шрифтом Брайля. Другие специальные технические средства для инвалидов и маломобильных групп населения отсутствуют. Специалист, ответственный за оказание технической помощи инвалидам и МГН Янсонс Снежана Викторовна, тел. 52-00-48, каб. 140 (ул. Лермонтова 8/2).
- бульвар Писателей 17 - имеется пандус перекатной через порог, в количестве 2 шт., кнопка вызова персонала, звуковой приемник. В помещениях на лестницах и дверях нанесена специальная маркировка для слабовидящих (желтые полосы, желтые круги), установлены указательные таблички со шрифтом Брайля. Другие специальные технические средства для инвалидов и маломобильных групп населения отсутствуют. Специалист, ответственный за оказание технической помощи инвалидам и МГН Шевчук Светлана Николаевна, тел. 34-82-80, каб. 101 (бульвар Писателей 17).
Паспорт доступности (здание по ул. Лермонтова 8/2);
Паспорт доступности (здание по бульвар Писателей 17);
7. Созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На первом этаже здания по ул. Лермонтова 8/2 имеется столовая на 270 посадочных мест, помещения для хранения и приготовления пищи. Ежегодно составляется и утверждается режим питания. Имеется примерное двухнедельное меню для детей 7-11 лет льготной категории, страдающих сахарным диабетом Учащиеся льготной категории, в том числе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, а так же дети-инвалиды, не относящиеся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья охвачены двухразовым горячим питанием .
Основанием для учета обучающихся льготной категории является:
- для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
- для обучающихся детей-инвалидов, не относящиеся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – справка МСЭ.
В дошкольном отделении (бульвар Писателей, 17) организация питания организовывается в соответствии со статьями 37, 41, п. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В дошкольном отделении для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организовано 5-и разовое сбалансированное питание детей в возрасте от 1,6 до 3 лет и от 3 до 8 лет с 12-ти часовым пребыванием в соответствии с основным (10-дневным) меню.
Ежедневно в меню включаются: свежие фрукты, соки, фруктовые и овощные салаты, свежие и тушеные овощи, блюда из картофеля, молока и яиц, печени. По два раза в неделю дети получают блюда из морской рыбы и творога. В течение всего периода в меню включаются: выпечка, кондитерские изделия, а так же чернослив, орехи, курага, изюм (согласно программе по профилактике заболеваемости щитовидной железы).
Создание отдельного меню для детей инвалидов, лиц с ОВЗ и детей имеющих пищевую аллергию, не практикуется.
Ознакомиться с меню и другой информацией о питании учащихся можно в разделе "Организация питания"
8. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Здание школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
- Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиНом 2.4.2.3286–15. На основании заключённого договора с БУ «Сургутской городской поликлиникой №5» медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьный фельдшер.
- В школе организовано психолого-педагогическое - медико социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
На дошкольном отделении планирование и проведение работы по охране здоровья обучающихся осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в дошкольном отделение осуществляется медицинскими работниками (на основании заключённого договора с БУ «Сургутской городской поликлиникой №5»),врачом-педиатром, которые осуществляют контроль за здоровьем детей.
Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета и оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
С целью охраны здоровья для воспитанников организовываются следующие профилактические мероприятия:
- проведение профилактических медицинских осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
С воспитанниками организуются занятия по физической культуре 3 раза в неделю.
Режим дня разрабатывается согласно СП 2.4. 3648-20и и учитывается возраст детей . В режиме дня отражено: время приема пищи, прогулок, дневного сна, организация занятий для каждой возрастной группы.
9. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены администратором, учителем при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Школа оснащена мультимедийными средствами, оргтехникой, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустические усилители и колонки), видеотехникой (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронными досками.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ отсутствуют.
Сайт организации имеет версию «Для слабовидящих»
10. В школе имеются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
По состоянию на 20.02.2023 обеспечивается доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам:
- электронным приложениям к учебникам по программе "Школа России"; (можно получить файлы для установки и в школьной библиотеке)
- аудиоприложениям к учебникам английского языка, автор Комарова Ю.И. (можно получить файлы для установки и в школьной библиотеке)
- образовательной платформе "Мобильное электронное образование"
- образовательной платформе «Учи.ру»
- образовательной платформе «Мобильное электронное образование»
- национальной электронной детской библиотеке
- образовательному ресурсу шахматнаяпланета.рф
- единое окно доступа к образовательным ресурсам
- единая коллекция электронных образовательных ресурсов
11. МБОУ НШ «Прогимназия» оснащена специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (экранно-звуковые носители учебной информации).
12. Общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют.