МБОУ НШ "Прогимназия"
г. Сургут, ХМАО - Югра
  • Концепция и цель шахматного образования в школе

    "Сегодня существуют два взгляда на введение шахмат в школьную программу. Первый из них характерен для большинства зарубежных стран – его можно обозначить как «Шахматы в школе». При таком подходе учеников учат играть в шахматы, а развитие логического мышления выступает как ожидаемый, но побочный результат. Второй – российский – путь охарактеризован в 80-е годы ХХ века академиком Б.С. Гершунским как «Шахматы – школе». При нем на уровне целеполагания выявляется все ценное, чем могут быть полезны шахматы для общеобразовательной школы, и на этой основе разрабатывается научно обоснованный курс шахмат. В этом случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, и процесс обучения основам шахматной игры выступает как средство для достижения цели. Этот путь пока реализован только в курсе «Шахматы – школе»." (Сухин И.Г. Концепция федерального курса "Шахматы -  школе", 2015)
    Цель курса И.Г. Сухина «Шахматы – школе» – развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме». Способность действовать «в уме» (СДУ) – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.

    Целью программы "Шахматы в школе" Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру. Общие задачи направлены на:

    – массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

    – приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

    – открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

    – выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях

    Программы шахматного образования могут быть реализованы в рамках урочной, внеурочной деятельности или дополнительного образования.

    Урочная деятельность строит научно-рациональные картины мира, дает возможность усвоить предметные знания, опирается на общечеловеческий опыт познания.

    Внеурочная деятельность раскрывает ценностно-смысловые компоненты реального мира, раскрывает личностные интересы, строит пространство саморазвития, опирается на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка.

    Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

    Часы,  отведенные  на  внеурочную  деятельность,    используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий,  походов,   соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. (СанПиН 2.4.2.2821-10)

    Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией.

    Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности  должны содержать указание на форму проведения занятий.

    В отличие от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным. Цель - адаптация к жизни в обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie